В «Искусство жить» прошла встреча с исследователем традиционной культуры Дамиром Васильевым

21 января 2024 г.

В культурно-просветительском центре «Искусство жить» состоялась встреча с исследователем традиционной культуры Дамиром Васильевым. Он является автором проекта о татарском традиционном костюме «Истәлек», который они реализуют совместно с коллекционером и реставратором Гульшат Нугайбековой.

Традиционный татарский костюм — важнейшая часть материальной культуры этноса, своеобразный «паспорт» его носителей. Сегодня это памятник народного искусства, собранный музеями, собирателями, частными коллекциями, зачастую не дает полного и конкретного представления о себе.

Традиционный костюм – важнейший источник  информации о своем носителе. Он говорит о социальной истории этноса, о культурных особенностях и межэтнических контактах.

Как рассказал Дамир Васильев, существует разница между понятиями национальный, традиционный и народный костюм. Это не синонимы. «Татарского национального костюма не сложилось. Сложились национальные элементы татарского костюма: калфак, камзол, предметы ювелирного искусства, а единого комплекса, к сожалению, нет», – отметил исследователь.

Традиционный костюм достаточно изменчив, особенно у казанских тата. В этом плане он контрастирует с костюмом других народов Поволжья: удмуртов, марийцев, в костюме которых прослеживается тенденция к консервации, единению комплексов.

Татары делятся на 3 большие этнографические подгруппы: казанские татары, татары-мишари, татары-кряшены. В ходе лекции было показаны общие начала в костюме – рубаха и штаны с неизменными чертами в покрое, к которым разные локальные группы позже добавляли  раличные декоративные элементы, по-разному осмысляли общие элементы одежды.

Женский костюм казанских татар изначально имел разделение по социальному статусу: девичий костюм, костюм замужней женщины, костюм пожилой женщины.

Костюм девушки на выданье максимально отличался богатством. В нем были такие элементы: яка чылбыры, чэч тэнкасы, шали, браслеты, чулпы. Во всем этом изобилии девушка стремилась показать себя во всей красе и найти жениха по статусу. Такой костюм еще называют «костюм престижа». Передавался он от матери к дочери.

«Это костюм покоя. В нем девушка вместе с семьей могла посещать общественные ежегодные мероприятия, так называемые «Жиены». В ежедневной носке использовались практичные варианты одежды из более доступных тканей. Это была домоткань, которая не изнашивалась и выполняла утилитарную функцию», – объяснил Дамир Васильев.

«Мы обратились к традиционному татарскому костюму, чтобы зафиксировать эту тему и дать толчок для его глубокого исследования, чтобы люди, которые приходят в Казани 30 августа на день татарского костюма, обращались к его истории, смотрели наши лекции, обращались к Госкаталогу, музейным коллекциям, – отметил Дамир Васильев.

Во время встречи была организована выставка с аутентичными предметами народной одежды и украшениями, чтобы каждый желающий смог вживую ощутить и оценить богатство эстетических и художественных возможностей татарского народа.